Коряки: бесстрашные морские охотники огромных животных

Коряки – один из множества древних коренных народов Камчатки, который играет важную роль в истории и культуре этого региона. Народу, известного также как обитатели Камчатского полуострова, разумение наследия древних индейцев помогает ему успешно сохранять свою культуру до сегодняшнего дня.

Замечательное прошлое

Великолепная мифология и богатая культура коряков постоянно привлекают не только ученых, но и историков-любителей. Название коряков связано с корытом – рыбацкой лодкой, особо ценной для этого народа. Твердый социальный уклад и традиции коряков отлично помогают им укреплять свою идентичность и обогащать культурное наследие Камчатки.

Охотники на гигантов моря

Уникальной чертой корякской культуры является их навык охоты на китов. Уже с древних времен коряки обладают уникальными методами и техниками, передаваемыми из поколения в поколение.

Исторически, коряки отличались состоятельностью и смелостью, открывая себе доступ к замерзшим просторам Северной части Тихого океана для охоты на огромных морских существ. Их мастерство, стойкость и отвага позволяли им успешно справляться с этим волнующим и опасным делом.

Для ближней охоты на китов они использовали специальные лодки, оснащенные гарпунами. Коряки искусно гребли, преследуя этих прекрасных созданий, стремительно приближались и метко поражали свою добычу гарпунами.

Оригинальное искусство приготовления и использования китового мяса и жира также входит в область мастерства коряков. Они талантливо создавали изысканные блюда из различных частей китов и использовали жир для изготовления разнообразных продуктов, таких как свечи и кремы для кожи.

Героическое прошлое и духовное наследие

В течение веков коряки демонстрировали примеры героизма и силы во время охоты на китов в непредсказуемых и суровых условиях. Благодаря своему умению объединяться и общаться они успешно справлялись с выживанием на полуострове, где были постоянные опасности и природные испытания.

Кроме своей охотничьей традиции, коряки богаты мифологическим наследием и обрядами. Они поклоняются своим предкам, животным и духам природы, стремясь достичь гармонии с окружающим миром и осознавая, что они являются неотъемлемой частью этой гармонии.

Лингвистическое наследие коряков также является значительной составляющей их культуры. Их язык обладает уникальными характеристиками и красочной интонацией, что делает его одним из ключевых культурных достижений этого народа.
Коряки сегодня активно сохраняют свою культуру и традиции, передавая их с особым рвением своим потомкам. Они являются живой историей Камчатки и с гордостью представляют всей России свою наследственность.
  • В XVIII веке русские поселенцы впервые использовали слово "коряки" для обозначения этнической группы.
  • Коряки получили свое название от близлежащих племен эвенов и юкагиров, которые называли их "карака" и "хэёкэл" соответственно.
  • Существует теория, согласно которой этноним "коряки" происходит от местного слова "хора", что означает "олень". Поэтому можно перевести "коряки" как "владеющие оленями" или "связанные с оленями".
  • Однако, данная этническая группа обладала своим собственным самоназванием, которое варьировалось в зависимости от места проживания и основных видов деятельности.
  • Общее число коряков составляло две группы, которые считали себя одним народом, но различались по ряду характеристик.

Тундровые кочевые коряки

Тундровые кочевые коряки являются единственным этническим народом, который занимается разведением оленей в своей естественной среде. Они проживают на материковой части Камчатки, полуострове Тайгонос, в Пенжинской губе и на низовьях реки Апука. Главным занятием данной группы является оленеводство, и себя они называют "чавчыв", "чавчувены" или "чавчывав", что в переводе означает "оленевод".

Оседлые береговые коряки

Оседлые жители берегов Камчатки, Карагинского залива называют себя "нымылъын", "нымыланы" или "нымылъу". Они занимаются рыболовством, охотой на морских зверей и сбором продуктов.

Места проживания и численность

В России живут около 7953 представителей корякского народа по данным переписи населения 2010 года. Они проживают в определенных зонах связанных с историческими местами обитания. Большинство коряков обитает в Камчатском крае - около 6640 человек. Есть небольшая группа коряков, проживающих в Магаданской области, и их численность составляет около 700 человек.

  • Количество коряков в Чукотском автономном округе и других регионах - около 600 человек.

Сегодняшние национальные поселения, где преобладает корякское население, что практически исчезли, так как коряки смешались с русскими и другими народами, образуя одинаковые населенные пункты. Однако в некоторых районах Камчатского края, таких как Палана, Пенжинский и Карагинский, процент коряков среди населения составляет 30-40%.

Корякский язык

Корякский язык принадлежит к семье палеоазиатских языков чукотско-камчатской группы. Количество носителей этого языка уменьшается каждый год. По последним переписям, процент населения, говорящего на корякском языке, родным языком, составляет:

  • В 1959 году — 99,6% коряков;
  • В 1989 году — 52,4% коряков;
  • В 2010 году — 18,3% коряков.

Которяки, народ, наблюдение письменном навыке возникло поздне. В 1931 и только один запатентованный алфавит выскакивал, на который опиралась массив.

Следующий миллиметр в истории письменности был вставлен в 1937 год, в который вводится русская графа. В 1950 году происходит алфавитная реставрация, изменяющая его строение на современное состояние. Алюторский диалект также стоит особняком в корякской речи, вполне распространенный на прибрежных участках. Ведь некоторые... ученые значат, что это язык самодостаточный!

Географически экскурсoru00A0kоряки

Происхождение коряков связано с миграцией из Восточной Сибири в данный регион примерно 15 000 лет назад. Часть племен обосновалась в холодных северных районах, а другая часть продолжила свой путь, пересекая ледяные проливы и достигая американского континента, где стали предками индейцев Северной Америки. Существуют значительные сходства между коряками и индейцами Северной Америки в мифологических представлениях, обрядах и генах.

У коряков всегда была репутация воинственного племени, и они отлично владели луком и стрелами. Фольклор хранит много историй о сражениях коряков с соседними племенами и иностранцами. В XVIII веке Российская империя начала активную колонизацию, и береговые коряки долго сопротивлялись новому режиму, борясь за независимость своих земель.

В итоге, кочевые коряки стали прихожанами России и платили дань в виде оленьих шкур. Бывало, что они участвовали в военных операциях на стороне русских, сражаясь против морской части коряков и окружающих народов. В середине XIX века положение нормализовалось, российское правительство укрепило свою власть на этой территории, и началась ассимиляция коряков. Приход советской власти ускорил этот процесс, образ жизни коряков стал стационарным - они основывали поселки вместе с русскими переселенцами и работали на колхозах. Частная собственность и оленеводство окончательно исчезают, а представители древних корякских религиозных традиций подвергались преследованиям.

Внешний вид коряков

Коряки, как и другие народы севера, принадлежат к арктическому типу монголоидной расы. У них есть несколько характерных физических особенностей:

  • Маленький рост, который является одной из черт этой нации;
  • Яркая и сильная фигура, вызванная активным образом жизни и суровым климатом Арктики;
  • Овальное лицо и плоская голова, отличительные черты этной национальности;
  • Выразительные скулы и широкий рот с яркими губами, что подчеркивает особенности их внешности;
  • Большинство представителей этого народа имеют темную кожу;
  • Маленькие "живые" глаза и длинный нос, что является еще одной характерной чертой внешности коряков;
  • Темные грубые волосы и небольшая растительность на лице и теле.

Интересно отметить, что исследователи обнаружили, что девушки этой народности имеют привлекательность, однако впечатление портило их отсутствие вопросоносного ухода за собой. Никакого мытья девушками не производилось, так как считалось стыдливым и расценивалось как показатель нравственной неопределенности. При этом волосы они расчесывали и заплетали только стариками и девушками, а некоторые мужчины из корякских поселений предпочитали быть наголо бритыми.

Традиционные образы народов Севера


Одежда имеет значительную роль в культуре и стиле жизни народов Севера. У мужчин важной частью нарядов являются штаны и рубашка из меха или шкуры, а для женщин характерен комбинезон из аналогичного материала.

Берега Коряки предпочитали создавать штаны из шкур тюленей, а привычки кочевых народов включали использование шуб и камуса из оленьего меха. У мужчин и женщин, национальная нарядность - кухлянка, это была плотная и глухая шуба, достающая до колен или до пола. Кухлянкишить из шкур оленей, и зимой, двойные шубы с внутренней и внешней подкладкой из меха -> использовали.

Голова с головой использовали меховые капюшоны, которые можно было снять или пришить кухлянкой. Двойные наручники, сделанные из меха или оленьего камуса, укрывали руки. В летнее время люди носили изношенные кухлянки с изношенной доской и легкие рубашки из камуса, а зимой использовали их как защиту от грязи для кухлянки. Модельные комбинезоны без вырезов для конечностей были созданы для детей до 5 лет. На задней стороне комбинезона были карманы, в которых можно было положить мох, который быстро впитывал жидкость - их можно сравнить с современными подгузниками.

Женщины украшали кухлянки на подоле мехами собак или оленей, позже они стали использовать мехи пушных зверей. Распространенной была меховая мозаика с геометрическими и анималистическими узорами. Жилет и спинка украшались бисером, бахромой, ремешками и маленькими кусочками меха. Девушки из кочевых племен предпочитали разноцветные меха, в то время как жители береговых зон использовали светлые и темные полоски шкур.

У мужчин и женщин также были татуировки, которые имели священный характер и символизировали социальный статус. Они наносили рисунки на видимые части тела, такие как уши и лицо. Был использован типичный метод, характерный для северных народов: игла, окунутая в жир и уголь, прокалывала кожу и создавала узоры. Например, продольные полосы вдоль носа женщин применялись для лечения бесплодия.

Организация семейной жизни у коряков

У коряков была традиционная форма организации семейной жизни - родовые патриархальные общины под предводительством мужчин-старейшин. Такие семьи насчитывали от 20 до 100 человек и жили в одном или нескольких домах, таких как яранги или полуземлянки, внутри общего поселения, которое называлось стойбищем.

Береговые коряки предпочитали иметь свою частную собственность и занимались личным хозяйством. Сами они рыбачили и охотились на морских зверей, но в случае необходимости объединялись в группы с байдарками для более эффективной ловли и охоты.

По суе коряки, живущие в кочевье, разделяли общее владение пастбищами и у каждого было свое личное стадо диких оленей. Главой общины считался владелец стада с наибольшим количеством оленей, вокруг которого собирались родственники.

В традиционной корякской общине, основную роль играл мужчина. Он выполнял функцию главы семьи, решал вопросы, связанные с общественностью, а также обеспечивал пищей и жильем свою семью. Мужчины также выполняли тяжелую работу, чтобы обеспечить благополучие своей семье.

Одновременно с этим, женщины имели равные права с мужчинами и выполняли множество важных задач. Они также пользовались уважением в обществе и имели высокий статус. Женщинами было предусмотрено законодательное охранение, и их права были поддержаны историческим признанием культа женщины.

В традиционной культуре коряков существовал особый ритуал под названием сватовство. Этот ритуал предполагал переезд жениха в жилище выбранной им девушки и выполнение работ для родителей невесты. Контакты между женихом и невестой ограничивались во время этого периода. Девушкам запрещалось общаться с мужчинами, а даже предложить незнакомцу стакан воды считалось не уместным.

Коряки славились своей заметной ревнивостью. Они очень ценили чистоту и строго охраняли своих жен. Любое проявление интереса со стороны других мужчин к женам коряков могло иметь серьезные последствия, вплоть до драк и даже убийств.

Чтобы избежать подозрений и сплетен о своей непорочности, жены коряков старались выглядеть скромно и не приковывать к себе внимания. Они предпочитали носить простую одежду и вести уединенный образ жизни.

Жилье

Полярные коряки, народ, живущий на Севере Сибири, использовали передвижные яранги как жилище для себя. Яранги, состоявшие из каркаса и покрытые оленьей кожей, были маленькие и имели форму, напоминающую азиатские юрты. Самая главная цель создания этих строений - сохранение тепла.

Внутри жилища коряков находился священный и неприкосновенный очаг, который был недоступен для посторонних. В паре фамилий, проживавших в жилище, спали на подвесных гамаках, которые были размещены вдоль стен в зависимости от количества людей. В период сильных морозов, в середине жилища устанавливались "палатки", где ставились лампы с тушеной жировой основой. Благодаря этому, люди могли спать практически голыми даже при низких температурах.

На побережье жившие коряки строили полуземлянки на небольшом удалении от моря. Они создавались искусственной поднятой платформой, на которую устанавливались вертикальные опоры на глубине 1,5 метра. Вдоль опор располагались горизонтальные бревна высотой от 4 до 6 метров. Вершиной конструкции являлась восьмискатная крыша, предназначенная для защиты от снега и дождя, и имела специальное окно для выхода дыма и проветривания.

Уклад жизни коряков

В пастушеских общинах, включающих племена оленеводов, осуществлялось разведение оленей с образованием крупных стад, включающих от 400 до 2000 особей. Увеличение поголовья оленьей необходимо было не только для удовлетворения потребности в мясе и шкурах, но и представляло собой важный элемент традиционного образа жизни этих народов.


Стабильный ход миграций оленей в течение года определялся природной средой:



  1. С приходом весны оленеводы переводили животных на сытные ягельные пастбища, что связано с наступающим периодом отела. Самкам, находящимся в беременности, и молодняку требуется свежая трава и растительная пища для поддержания нормальных условий жизни.

  2. В летний период оленеводы перемещались в районы, избегая мест с большим количеством мошкары и насекомых, чтоб обезопасить животных от досадного дискомфорта, вызываемого насекомыми.
  3. В осенний период оленьих стад подвигали поближе к рекам, где находились их постоянные стойбища, предвещающие будущее время для забоя. Это приближение обеспечивало удобства охотникам и экономило время и силы оленеводов.
  4. В зимнее время оленеводы делали незначительные переходы, оставаясь неподалеку от своих стойбищ. Такая близость облегчала уход за животными и давала доступ к запасам пищи и водоснабжению.

Пастухи, перемещающиеся вместе со своими оленями, представляли уникальное сообщество, полностью зависимое от своих стад. Они разрабатывали особые методы и мастерство по обращению с животными, поддерживая гармонию в своей кочующей жизни.

В древности и в средние века коренные жители морского побережья Коряков находили главное занятие в охоте на огромных морских существ - китов, тюленей и нерп. Члены общины совместно привлекали к охоте на китов. Специальную сеть устанавливали между скалами недалеко от берега и закрепляли тяжелыми валунами. На байдарах, обшитых шкурами морских животных, мужчины преследовали и загоняли кита в эту ловушку. Пойманный кит часто пройдохаировался в течение нескольких дней, а затем добивался острогами, стрелами и гарпунами.

Охота на морских животных представляла для коряков не только важный источник питания, но и существенную составляющую культуры. Китовая охота требовала от рыбаков не только физической выносливости, но и моральной силы и организованности. Участие в опасном и сложном процессе являлось настоящим испытанием для каждого мужчины.

Брайсалки, которые представляли собой шкуры морских животных, использовались не только для обшивки байдар и лодок, но и как материал для одежды и украшений. Они отличались прочностью и помогали защитить от холода и влаги. Коряки были мастерами в обработке брайсалок и создании из них разнообразных изделий. Особое внимание уделялось украшению одежды и предметов из брайсалок: использовались вышивки, нашивки, плетеные элементы и природные камни.

Коряки проявляли исключительное мастерство в судостроении. Они имели способность создавать надежные и легкие весла, точные гарпуны и прочие охотничьи приспособления. Владение тайнами и традициями передавалось от одного поколения к другому. Отличительной чертой коряцкого судна являлась байдара, совершенно уникальное изобретение, способное обеспечить максимальную маневренность даже в условиях сложной морской среды.

Охота на крупных морских животных имела огромное значение для культуры и образа жизни коряков. Она была не только способом заработка и средством выживания, но и являлась неотъемлемой частью их традиционного быта. Охотники на китов пользовались особым уважением и почитанием в своей общине, а их навыки и опыт передавались новым поколениям, с тем чтобы сохранить эту уникальную и ценную составляющую коряцкой культуры.

В XIX веке из-за активности американского китобойного промысла, корякская охота стала менее успешной. Из-за этого, основным занятием стало рыболовство. Весной в реки прибрежных районов активно мигрировали рыбные косяки, такие как нерка, кета и горбуша. В марте начинался сезон корюшки, а апрель приносил богатые уловы сельди, которая переносилась в спокойные воды для нереста. Коряки собирали орехи, корни, травы и моллюски. Зимой они охотились на различных животных, включая оленей, горных баранов, зайцев, медведей и волков.

Религиозные убеждения

У коряков существует глубокая связь с анимизмом - верой в духовную сущность живых существ: животных, растений и природных явлений. Божественным персонажем, играющим важную роль в мифологии коряков, является Ворон-Бог. Этот миф присутствует в преданиях всех северных народов и индейцев Северной Америки. Ворон считается творцом всего сущего, но он также выступает как забавник и шутник, вовлекающий людей в необычные и забавные истории.

Особая часть корякской традиции включает разнообразные обряды, в которых главную роль играют шаманы, облаченные в шкуры волков. Они проводят через свои священные ритуалы и произносят специальные песнопения, играют на варгане и большом бубне.

У коряков существуют особые места, называемые "аппапеля", которые выбираются для проведения обрядов. По мнению этноса, эти места обладают таинственными свойствами и имеют огромное религиозное значение.

Такими святынями могут быть сопки, утесы, необычностей формы камни или мысы на берегу. Проведение обряда в таком месте считалось обязательным и важным для коряков.

Жертвоприношения и религиозные артефакты

Основная составляющая обрядов у коряков - жертвоприношение различных животных, включая оленей, собак и морских существ. Это ритуальное действие считалось неотъемлемой частью религиозной практики этнической группы.

Также для проведения обрядов использовались предметы сакрального значения, такие как тотемы, церемониальные маски, гадательные камни, амулеты и фигурки. Эти артефакты символизировали предков и имели специальное место в религиозной традиции коряков.

Передоверия и верования

В культуре коряков, погребальные обычаи имели великое значение и оказались настолько крепкими, что даже с приходом христианства они не были уничтожены. Один из основных элементов погребального обряда была подготовка похоронной одежды еще при жизни. Однако интересный деталь заключается в том, что одежда не была до конца готова: верилось, что полностью готовый наряд будет приводить к скорой гибели. Поэтому родственники довершали его после смерти усопшего и обязательно грубыми стежками.
Очень важным моментом было время, проведенное покойным в общей юрте. В течение трех дней после смерти усопший находился в окружении своих близких. Было обязательным, чтобы в это время присутствовали люди, не спящие, которые сидели рядом с покойным, обращались с ним, как будто он жив. Только после этого тело передавалось огню, а погребальные костры создавались из хвойных веток.

Особенное питание и кулинария у коряков в погребальном обряде

В пищевой сфере коряков, народа, проживающего в условиях кочевничества, главной составляющей блюд стали вареное оленье мясо, выступающее важным источником питания. Береговые коряки более предпочитали мясо и сала морских обитателей, таких, как тюлени и моржи. Однако кочевники-коряки время от времени решали склониться в пользу морепродуктов, сделав приоритетом разные вариации юколы с использованием толстолобика, белого судака и других жирных видов лососевых рыб. Для готовки особого кушанья рыбу аккуратно расчленяли и сохранили под открытым небом, пока она не высохла на ветру.

Удивительное блюдо, привычное для коряков - квашеные головы рыбы с икрой, отличается своими непривычными кулинарными предпочтениями. Соединение рыбьих голов с икрой часто вызывает шок и удивление у иностранцев из-за своего внешнего вида и неприятного запаха. Однако, для коряков подобное блюдо является сокровенным знанием и символом утонченной кухни.

Несмотря на отвратительный аромат и странный внешний вид квашеных рыбьих голов, они по-прежнему остаются любимым и ценным деликатесом для коряков, которые по-прежнему радуются его неповторимому вкусу и аромату.

# Как выглядит корякский костюм

Вопрос-ответ:

Какие народные традиции сохраняют коряки в своей культуре?

Коряки активно сохраняют свои народные обычаи и традиции, такие как охота на китов, рыболовство, оленьеводство и выделка шкур. Они также продолжают передавать свои ремесленные навыки, мифологические представления, религиозные обряды и язык своим потомкам.

Каковы особенности корякской охоты на китов?

Коряки охотились на китов с помощью специальных лодок, оснащенных гарпунами. Они использовали уникальные методы и техники, которые передавались из поколения в поколение. Оригинальное искусство приготовления и использования китового мяса и жира также является важной частью корякской культуры.